В два часа ночи нормальные мысли не приходят. Сначала я хотела сказать это на отчёте за практику. Это была прекрасная идея: только мысли без эмоций. А сейчас я не хочу ничего говорить. Я сделаю презентацию, отчёты, что угодно, только не говорить. Не рассказывать всем то, что я поняла. Меньше всего хочется. Это мои выстраданные мысли, слишком личные, чтобы их просто так рассказать. Потому, что если к этому отнесутся пренебрежительно, я опять уйду в себя, обижусь. А я этого не хочу.

Во-первых, месяц - это мало. Мало для того, чтобы понять, с кем имеешь дело. Хотя мне хватило, чтобы безумно захотеть отказаться от класса, не вести, обидеться, огорчиться, проникнуться и понять, что я не хочу от них уходить, что я чего-то не успела и хочу дальше работать.

Во-вторых, чтобы работать в школе надо немало уметь. Либо от природы, либо от нехилого опыта. Когда у тебя ноль техники, только доска и голос, начинаешь понимать, что тому, что точно понадобится в школе: умению высказать то, что прочитал, подобрал, хочешь сказать, не то что бы не учат, но ты этого точно не помнишь. Тумблер переключается и ты начинаешь говорить по наитию. Имён не знаешь, лица откуда-то смутно помнишь. И начинаешь разговаривать с ними. А это что? А это? А чем это от этого отличается? А как они связаны? А как выдержать дистанцию? Это в 9ом они как в лагере: тебе 25, ты замужем - и это говорят тебе, а не ты, они в это сами верят. В 11м четыре года разницы, на каплю больше ума и опыта, может ещё терпения. И становиться мудрым педагогом без изъянов, сленга, в пиджаке, без косметики - нет! Я не такая по жизни. И это было бы лицемерием стать такой для школы. Я разговариваю, шучу, не трогаю тех, кто мне неприятен, могу съязвить наконец, отбиваю шутки в свой адрес. Я выдержала? Меня приняли? Но не как девочку-одноклассницу, а как студентку-практикантку, да молодого и никакущего, но преподавателя. Знаете, мне так показалось. Как оно на самом деле - не знаю.

И последнее: в какой-то момент, когда у всех вокруг всё, фуфуфу, всё плохо по всем фронтам, включается не ой, ну, по-любому же можно найти что-то хорошее - вот это я ненавижу - включается какое-то инфернальное спокойствие, логика: ты видишь что есть, чего нет и как с этим работать. Может, это неправильно, но мне кажется, что именно так правильно. Для меня. По мне. И вот ещё: самое главное для учителя - невероятная, огромная, безумная идейность! Без этого в школу идти вообще нельзя. Знать к кому и зачем ты идёшь. Я сдала ЕГЭ, я знаю как это сделать, потому что сама в этом участвовала, я хочу объяснить им то, что я поняла, помню, что умею. Те, кто сейчас работает с ними не чувствовали этого, для них тесты пришли в 30. А это уже нехилый опыт. Нет людей, которые не умеют писать тесты, есть те, кто не знает как. Да, это самая, наверное, глупая идея. Да, она пришла тогда, когда было уже фактически поздно. Но она пришла. Я поняла смысл От цели к результату. Можно считать, что для себя я что-то вынесла из этой практики. Людей, которые открыли для меня немало нового, идею, которая имеет смысл жить, желание что-то делать, а не реагировать эмоцией на неприязнь к чему-то.