Пропаганда личной скромности не была сугубо советским изобретением – в имперско-дореволюционной России носителями этого постулата были аристократы.
Известно, что Александр III питался весьма скромно и детей своих воспитывал в невероятной строгости. Быт его наследника Николая II тоже никогда не отличался шиком и роскошеством. Актриса Ольга Чехова в своих мемуарах описывает своё детское разочарование, вызванное чрезмерно скромными одеяниями членов императорской фамилии: «Царь одет в ничем не примечательную офицерскую форму, а его семья – в ещё более простые платья. <…> Одеты они очень просто, стиль их жизни скромен…». Действительно, всем известные белые платьица русских царевен не идут ни в какое сравнение с экзотическими «оперениями», которые ввёл тогда в моду парижский «диктатор стиля» Поль Пуаре. Так, императрица Александра Фёдоровна, когда ей показали модную узкую (так называемую, «хромую») юбку, удивилась и подвергла сомнению самый смысл создания и ношения такой неудобной одежды. Князь Феликс Юсупов, вспоминая свою мать, писал: «Одевалась она изящно и строго. Не любила драгоценностей, хотя обладала лучшими в мире и носила их только в особых случаях».
Поклонниками показной роскоши и «платьев по картинке» слыли буржуа и разбогатевшие мещане. Беспрекословно следовали модам актрисы, куртизанки, жёны и дочери банкиров, а также супруги «дорогих» адвокатов. Балованные купеческие дочки – не отставали. Помните юную Липочку и её жениха Лазаря Подхалюзина из пьесы Островского? «В рассуждении шляпок или салопов - не будем смотреть на разные дворянские приличия, а наденем какую чудней!» Именно это стремление одеться без учёта дворянских (!) приличий и являлось основой поведенческого кода многих буржуа. Итак, бытовая скромность – это удел аристократов. Всё это было автоматически перенесено в советскую действительность с ловкой заменой дефиниций. Теперь уже пролетарский аскетизм противопоставлялся буржуйско-нэпманскому разгулу, а царь Пётр неизменно изображался в чёрном камзоле и безо всякого парика-аллонж. (Впрочем, он именно так и одевался). Советская культура была пронизана презрением и ненавистью именно к буржуазной картине мира с её показным потреблением, тогда как дворянский мир – декабристы, герои Пушкина и Толстого и прочие «тургеневские девушки» - рисовались, как однозначно «свои».
zavtra.ru/content/view/glamur-pora-valit/